Мы приветствуем Вас на сайте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 города Челябинска.
Наш "СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД" - город детства, любви, познания и мечты... Узнайте все о нас! Радуйтесь, переживайте и удивляйтесь вместе с нами! Участвуйте в жизни нашего "Солнечного города"!

БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ








Питание детей от двух до семи лет

     Дети в возрасте от двух до семи лет уже достаточно взрослые, чтобы их питание включало  как можно больше всевозможных продуктов питания, но все же оно должно отличаться от  питания взрослого человека. Следует соблюдать определенные правила питания детей этого  возраста, так как печень, поджелудочная железа и пищеварительный тракт у них еще  продолжают формироваться.

Соблюдение правил способа приготовления пищи
   Способы приготовления пищи для детей от двух до семи лет не должны включать в себя  жарку продуктов. Прежде всего необходимо придерживаться таких способов приготовления,  как варка и приготовление на пару, также можно готовит способом тушения и запекания в  духовом шкафу. Жирные блюда не должны входить в рацион питания детей этого возраста.  Питание необходимо сбалансировать по калорийности, тем не менее соблюдать разнообразие,  чтобы в ежедневном рационе были как продукты растительного, так и животного  происхождения.

Режим питания
   Правила питания детей от двух до семи лет включают в себя обязательное соблюдение  режима питания. Ребенка необходимо кормить не менее 4-5 раз в день в одно и то же время.  Диетологи придерживаются мнения, что при несоблюдении режима организм ребенка  испытывает чрезмерное напряжение, которое чревато сбоями в деятельности желудочно-  кишечного тракта.

                                                                                               
Молочная группа продуктов
   При нормальной переносимости лактозы молочные продукты являются очень важными для  питания ребенка. В меню ребенка необходимо включать такие молочные продукты, как  молоко, сметана, кисломолочные продукты, сыр, творог, йогурт. Эти продукты содержат  полноценный животный белок, кальций, жирорастворимые витамины и минеральные  вещества.
 Молоко может использовать как самостоятельное блюдо, а также в качестве одного из главных  ингредиентов при приготовлении омлетов, молочных супов, каш, запеканок и других блюд.


Мясо и рыба – источник белка и железа
   Мясные продукты обязательно должны присутствовать в рационе ребенка. Предпочтение  нужно отдавать мясу высокой диетической ценности, такому как постному отварному мясу,  птице, рубленому мясу нежирных сортов, печени. Ребенку можно давать мясо с овощами,  макаронными и зерновыми              продуктами.
 Рыба нежирных сортов является обязательным продуктом в детском питании. Рыба содержит  много калия, магния, фосфора, витаминов группы В. Для детей этого возраста рыбу  необходимо варить, запекать или готовить на пару.
Бобовые и орехи
   Бобовые и орехи очень богаты белком растительного происхождения, поэтому их просто  необходимо включать в рацион детей. Помимо белков, в таких продуктах, как соя, фасоль,  орехи, высокое содержание сложных углеводов, клетчатки, минеральных солей, необходимых  для растущего организма ребенка.

Крупы, овощи
   Дети от двух до семи  лет должны получать достаточно цельнозерновых продуктов, таких как  крупы. Прежде всего это каши, приготовленные из таких круп, как гречка, пшеничная крупа,  перловая, овсяная, белый и коричневый рис. Большой выбор круп дает возможность  приготовить ребенку много разнообразных блюд, вкусных и полезных, так как они богаты  витаминами, минералами, клетчаткой. В рацион питания следует включать овощи как в  приготовленном, так и в сыром виде. Они обогатят его питание полезными витаминами,  клетчаткой и минералами, которые так необходимы быстрорастущему организму ребенка.

Жиры
   Жиры являются важным элементом питания ребенка. Сливочное масло, растительные масла  обязательно должны быть включены в рацион. Следует добавлять их в супы, каши и салаты их  свежих и отварных овощей.

Фрукты
   Фрукты, такие как яблоки, груши, персики, сливы, лучше не очищать от кожуры, так как в ней  содержится больше всего полезных веществ, таких как минеральных вещества, витамины и  клетчатка. Кроме этого, следует давать ребенку всевозможные ягоды, а также очень полезны  сухофрукты, которые можно давать детям вместо сладостей.


Процедуры закаливания для детского сада
   Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем  закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и  интенсивных. Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого  значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в  отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.
   Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы.  Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во  время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в  холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась  температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее  благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.
 Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении  должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на  прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!
 При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек,    при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна  – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости. К слову, для  этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1  стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в  течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею  можно также закапывать нос. Еще для старших деток для полоскания можно использовать  йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные  настои. 
   Идем дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском  саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами,  накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение  босиком по полу, воздушные ванны. Большой популярностью в детских учреждениях  пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких  секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем  столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки. 
 Если в саду есть бассейн – и вовсе отлично. Замечено, что регулярные водные процедуры  очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Если  бассейна нет, применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею  по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками. Потом снова мочит уже  обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После  вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих –  вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает  и вытирается насухо. При таком способе закаливания количество проделывания каждого из  описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один. 
 Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое  время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных  условий. 
   Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных  тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот.


  Правила закаливания в детском саду
   А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.
 Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей  ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только  систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех. При этом начать  нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. То  есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих  мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Если вы раньше  не закаляли ребенка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после  утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком. 
 Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать  постепенно. То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего  фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время  воздействия. К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется  понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и  разновидность закаляющих факторов.
 Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители.  Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание  негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и  при этом быть здоровым. Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то  следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до  начального уровня). Ввиду этого воспитателям рекомендуется вести журнал, в котором  следует отмечать, кто из детей когда болел и на каком этапе закаливания произошел перерыв.  Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые  постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая –  дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам  закаливания. Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы.  Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого  отдельного ребенка.
   В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие  воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и  ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей. 
 Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс  мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно  повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз  отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка,  которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или  ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не  поздно. 

Закаливание воздухом

Проветривание помещений

   Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В  помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в  помещении:
                С 1 до 3 лет - +20оС
                С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
   Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед  утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это  время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное  проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период  года). Рекомендуемая температура во время сна:
                   С 1 до 3 лет   -   + 20 о С
                   С  3 до 7 лет  -    +18 о С          

   Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне  роста детей.

   Прогулки – способ закаливания воздухом

   Дети в детском саду гуляют 2 раза в день.
                                  День, проведенный без прогулок, потерян для здоровья.    
                                                                                                  (Г.Н. Сперанский).
   Температурный режим проведения прогулок в зимнее время

     Возрастная
     группа
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
    Температура        воздуха
-15оС
без ветра
-15оС
без ветра
-20оС
без ветра
-25оС
без ветра
-25оС
без ветра

     Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя    пробежки, влезание на горку, Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них.  Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать  движение детей.   
           
                            Рекомендуемая одежда при температуре воздуха:
   ----------------------T--------------------T---------------------¬
   ¦ от +6 до -2 град. C ¦   -3 - 8 град. C   ¦   -9 - 14 град. C   ¦
   +---------------------+--------------------+---------------------+
   ¦4-слойная одежда:    ¦4-слойная одежда:   ¦5-слойная одежда:    ¦
   ¦белье, платье, трико-¦белье, платье, три- ¦белье, платье, трико-¦
   ¦тажная кофта, колго- ¦котажная кофта, кол-¦тажная кофта (сви-   ¦
   ¦ты, рейтузы, куртка  ¦готы, рейтузы, зим- ¦тер), колготы, рейту-¦
   ¦или дем. пальто (зим-¦нее пальто, утеплен-¦зы - две пары, зимнее¦
   ¦нее пальто без трико-¦ные сапоги          ¦пальто, утепленные   ¦
   ¦тажной кофты (когда  ¦                    ¦сапоги с носками     ¦
   ¦температура ниже 0   ¦                    ¦                     ¦
   ¦град. C)); сапожки   ¦                    ¦                     ¦
   L---------------------+--------------------+----------------------
                                 
      Воздушные ванны 
    Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок  получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время  физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну -  при смене белья.
  Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5  С. При t выше 22 С воздушные ванны не являются Холодовым раздражителем. Воздушные  ванны проводятся при t 18-20 С, а на открытом воздухе, в местах защищенных от ветра, в тени  при t выше 18 С, в пределах 19-20 С. Длительность - 3-5 минут. С каждой последующей  процедурой время увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. Воздушные ванны  целесообразно принимать не раньше чем через 1,5 ч. после еды, а заканчивать через 30 минут  до еды.
      Воздушные ванны могут осуществляться как в покое. Так и в движении.

   Хождение босиком
 - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является  хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t    земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем  полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и  доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми  любого возраста. 

   Техника выполнения массажа
       Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного  или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и  против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не  должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая  интенсивность воздействия. 
 Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если  массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области  массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
 Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными  ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью  массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой  респираторной инфекцией.
 Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить  длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость  организма поддерживает только регулярный массаж.
     Точечный массаж "Волшебные точки"     (по А.А.Уманской)

            Массаж повышает защитные  свойства  слизистой оболочки носа, глотки,гортани, трахеи, бронхов и других органов человека.  Под  действием массажаорганизм начинает вырабатывать свои собственные лекарства,  которые  очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
       Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а  затем научитьдетей.

   Точка 1.  Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го  ребра.Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массажеэтой зоны   уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
   Точка2.   Расположена в центре яремной вырезки  грудины.  Регулируетиммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным  заболеваниям.
   Точка 3.  Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у  переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и  одновремен­но слизистую оболочку гортани.
   Точка 4.  Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы,   в  центре затылочной впадины. Шею сзади необходимомассировать сверху вниз. Зоны шеи  связаны с регулятором деятельности сосудовголовы, шеи и туловища. Нормализируется работа  вестибулярного аппарата.
   Точка 5.  Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне  головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка   
   Точка 6.  Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла  носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание  через нос становится свободным, насморк проходит.
   Точка 7.  Расположена  симметрично у внутреннего края надбровной дуги.Улучшается  кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
   Точка 8.  Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой  области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
   Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки  при отведении большого пальцы.    Руки человека связаны со всеми органами. При  массаже этих точек нормализуются многие функции организма

   Техника выполнения массажа
      Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного  или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и  против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не  должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая  интенсивность воздействия. 
 Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если  массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области  массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
 Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными  ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью  массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой  респираторной инфекцией.
 Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить  длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость  организма поддерживает только регулярный массаж.
     Хождение босиком
 - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является  хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t    земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем  полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и  доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми  любого возраста. 

   Воздушные ванны. 
  Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок  получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время  физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну -  при смене белья. Во время дневного и ночного сна.

  Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5  С. При t выше 22 С воздушные ванны не являются Холодовым раздражителем. Воздушные  ванны проводятся при t 18-20 С, а на открытом воздухе, в местах защищенных от ветра, в тени  при t выше 18 С, в пределах 19-20 С. Длительность - 3-5 минут. С каждой последующей  процедурой время увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. Воздушные ванны  целесообразно принимать не раньше чем через 1,5 ч. после еды, а заканчивать через 30 минут  до еды.

  Воздушные ванны могут осуществляться как в покое. Так и в движении.

  Специальные методы закаливания 

 Это группа закаливающих процедур осуществляется с учетом всех принципов закаливания.  Подбор их проводится исходя из конкретных условий ДУ, в соответствии с сезоном года
  Наиболее эффективным будет такой подбор процедур, при котором они равномерно  распределены в режиме дня каждой возрастной группы и продолжают выполняться  родителями в домашних условиях.

  Специальные закаливающие процедуры различаются по силе воздействия:
  "Местные (обтирание, обливание. ванны),
  "Общие (обтирание, обдувание воздушным потоком, обливание, ванна, купание),
  "По продолжительности,
  "По действующему фактору (воздух, вода, солнце).
  Начинают закаливание с местных воздействий. Закаливание воздухом должно  предшествовать закаливание водой и солнцем.

   Воздушные ванны. 
  Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок  получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время  физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну -  при смене белья. Во время дневного и ночного сна.
  Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5  С. При t выше 22 С воздушные ванны не являются Холодовым раздражителем. Воздушные  ванны проводятся при t 18-20 С, а на открытом воздухе, в местах защищенных от ветра, в тени  при t выше 18 С, в пределах 19-20 С. Длительность - 3-5 минут. С каждой последующей  процедурой время увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. Воздушные ванны  целесообразно принимать не раньше чем через 1,5 ч. после еды, а заканчивать через 30 минут  до еды.
  Воздушные ванны могут осуществляться как в покое. Так и в движении.


   Водные процедуры.

  Закаливание носоглотки и слизистой оболочки рта направлено на профилактику ангин с 2-3  лет нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С 4-5 летнего  возраста можно приучать их полоскать горло. Для достижения положительного эффекта от  закаливания ребенок начинает полоскать горло водой сначала - 36-37 С с последующим  снижением через каждые 3-4 дня на 1-2 С вплоть до 8-10 С. Для полоскания используют 1\3  стакана воды (пластиковые или стеклянные мензурки по 50 мл.). Охладить воду до  необходимой температуры можно в холодильнике, заранее наполнив ею 1-2-х литровую банку  либо бидон. Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав  (зверобоя, ромашки. Шалфея). "Бульканье" воды в горле должно быть как можно дольше.  Полоскание горла утром после сна, вечером перед сном, перед обедом и после обеда является  эффективным средством предупреждения ангин, разрастания аденоида и миндалин.

  Закаливание стоп может проводиться в виде обливания стоп как самостоятельной  закаливающей процедуры, ножных ванн, а также в комплексе с хождением босиком по полу,  холодному и горячему песку и т.д.

  Хождение босиком по полу в условиях ДУ начинается при температуре пола не менее 18 С  сначала в носках (3-6 дней), затем без них. Время охлаждения первые 5-7 дней по 3-4 минуты.  Далее оно увеличивается на 1 минуту в день вплоть до 15-20 минут. После хождения босиком  обязательно следует обмывание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Обливание  начинается при температуре воды 37-36 С со снижением ее как во время осуществления  самой процедуры дро 20 С, так и в процессе закаливания на 1 С через день. Так же доводя ее  до 20-18 С. Обливание проводят из ковша емкостью 0,5 литра в течение 15-20 секунд при  температуре воздуха в помещении не ниже +20 С. При этом смачивают нижнюю половину  голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). На каждое  обливание расходуется 0,5 - 0,3 литра воды. После обливания можно использовать вариант  дополнительных замедленных охлаждений с обсыханием стоп на воздухе, для чего  полотенцем удаляются только крупные капли воды с поверхности стоп. Обсыхание стоп  должно проводиться при температуре воздуха в помещении не ниже 18 С. Надо помнить, что  эффект закаливания будет только в том случае. Если прохладную воду лить на теплые стопы  ребенка. В связи с этим обливание ног рекомендуется проводить после дневного сна.

   Контрастное обливание ног.

  Может быть щадящим, когда сначала ноги обливают теплой водой (+36-+35 С), а затем сразу  же прохладной (+24-+25 С), после чего следует теплое обливание (+36-+35 С). Постепенно  температура теплой воды повышается до 40 С а холодной снижается до + 18 С. Заканчивают  процедуру обтиранием сухим полотенцем. Такой режим закаливания рекомендуется  ослабленным или после болезни детям. Закаленным детям и редко болеющим лучше  проводить контрастное обливание ног, начиная с холодной воды (+24=25 С), потом теплой  водой (+ 35= 36 С) и затем вновь холодной водой с таким же постепенным снижением  температуры (на 1 С каждые 5-7 дней).

  Закаливание стоп прохождение по мокрому одеялу. (йодо-солевой метод)

  После дневного сна дети постепенно встают с постели, выполняют комплекс дыхательной  гимнастики, босиком проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами,  установленными между кроватями. Дети проходят по мокрому одеялу (топчутся на нем) по 4-6  человек. Задерживаясь на нем, начиная с 30 сек. Постепенно доводя до 2 минут. Исходная  температура раствора для закаливания одеяла +39 - 40 С. Каждые " дня температура снижается  на 1 С до +20 С. Для приготовления йодно-солевого раствора берется 2 ведра (емкость 10-12  литров) с соответствующей маркировкой (для закаливания). Раствор приготавливают в одном  ведре, после чего отливают его в другое ведро в кол-ве 5 литров, что необходимо для  повторного замачивания одеяла с целью восстановления исходной температуры.

  Состав раствора: Вода -10 литров, повар. Соли - 400 г., спиртовый раствор йода 5% - 20 мл.  При приготовлении морской соли раствор готовят без добавления йода. Целесообразно  использовать шерстяное одеяло, предварительно положив под него широкую клеенку.

   Физические упражнения и закаливание. 

  При осуществлении всех закаливающих мероприятий обязательным являются не только  повышение устойчивости организма ребенка к действию охлаждений и влиянию факторов  внешней среды, но и совершенствование его физической подготовленности. Этим  требованиям удовлетворяет использование в режиме дня оздоровительного бега на открытом  воздухе в облегченной одежде в течение круглого года. Проводить его рекомендуется во время  физкультурных занятий на открытом воздухе или утренней гимнастики с учетом требований к  одежде в различные сезоны года.

  Закаливающий эффект от оздоровительного бега при регулярном его проведении  обеспечивается за счет постоянного воздействия естественных факторов природы в течение  всех сезонов года, сочетание закаливания в облегченной одежде с движением, что  соответствует выполнению 8 принципов закаливания. Кроме того, занятия оздоровительным  бегом способствуют формированию качества общей выносливости у детей, повышают их  умственную и физическую работоспособность.
 Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня  им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание.  И, к сожалению, именно сегодня о нем призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль. Мы  бы рекомендовали вам проводить закаливание детей в домашних условиях с рождения и  целенаправленно выбирать такой детский сад, в котором систематически проводятся  разнообразные закаливающие процедуры. Причем проводятся грамотно и осознанно, а не с  целью «заболеть» детей и уменьшить тем самым нагрузку на себя любимых.